Посвящается Году педагога и наставника в Российской Федерации
Уважаемые читатели! Впервые, за 80 лет, в Смоленской области выходит книга о Смолянах, народных и заслуженных учителях нашей страны, которые своим профессиональным отношением к делу обучения и воспитания определили перспективы развития качественного образования школьников нашего региона.
Эта книга необычная. В ней отражаются традиции и инновации учительской профессии, прослеживается преемственность и творческий поиск педагогов, представлены размышления и пожелания Смоленского учительства о значимости своей профессии, о глубоком осознании проблем ученичества и будущего российского образования.
Смоленщина по праву гордится своими педагогами.
Их работа – это колоссальный труд, в ходе которого учителя подбирают, а зачастую и создают, новые оптимальные формы, методы, технологии обучения и воспитания, и не всем он по плечу, ведь каждый день приходится решать новые задачи. А как же иначе? Ведь каждый ученик – это личность, которой необходимо создать условия для самореализации.
Эта книга о тех педагогах, кто достойно представлял и представляет нашу область на российском и международном уровне, кто получил заслуженное признание за реализацию смелых новаторских проектов в области образования, любовь к детям и высокий профессионализм.
Эта книга о тех педагогах, кто отмечен особым признанием заслуг в обучении и воспитании учащихся, награжден за заметные достижения государственными наградами – званиями: «Народный учитель СССР», «Народный учитель Российской Федерации», «Заслуженный учитель школы РСФСР», «Заслуженный учитель Российской Федерации», «Заслуженный учитель профессионально-технического образования РСФСР» и «Заслуженного мастера профессионально-технического образования РСФСР», а также награждён высшими государственными наградами.
Более 650 педагогов Смоленщины отмечены этими высокими званиями, из них 28 – награждены высшим орденом СССР – «орденом Ленина», один депутат Верховного Совета CCCР второго созыва (1946-1950 гг.), один депутат Верховного Совета РСФСР первого созыва (1938 – 1947 гг.) и один Герой Социалистического труда, делегат 25 съезда КПСС. В их среде большое количество педагогов, имеющих государственные награды, учёные степени и учёные звания, победителей и призёров всевозможных профессиональных конкурсов, таких как; муниципальные, региональные и всероссийские конкурсы «Учитель года»; конкурсы «Приоритетного Национального Проекта Образование» и др.
Учителя являются примером бескорыстного служения Смоленщине и России, и не только в своём ратном труде, но и на полях сражений по защите нашей Родины.
Свидетельством боевой доблести смоленских учителей на фронтах Великой Отечественной войны служит тот факт, что тысячи из них были удостоены высоких правительственных наград, а девять – звания Героя Советского Союза.
Сергей Владимирович Гришин заведующий Выползовской начальной школы известен нам, как командир знаменитого партизанского полка «Тринадцать». Осенью 1941 г. им была создана антифашистская группа, которая выросла в партизанский отряд «Дедушка». Отряд участвовал в освобождении г. Дорогобужа, вёл бои за станцию Дорогобуж (посёлок Сафоново), освобождение которой позволило перерезать важнейшую для немецких войск магистраль Москва-Минск. Вскоре отряд Гришина стал известен как «Тринадцать». Он воевал в тылах противника на территории Смоленской области, а затем и Белорусии. Был распущен слух, что этот полк возглавляет опытный советский генерал. Полк разгромил 40 гарнизонов противника, взял в плен 14 тыс. гитлеровцев, пустил под откос 314 железнодорожных эшелонов, взорвал 100 мостов. Интересно, что под командованием Гришина служило немало учителей и людей, ставших педагогами впоследствии.
Заслуги С.В. Гришина были высоко оценены и 7 марта 1943 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Алексей Митрофанович Туриков - учитель Внуковской начальной школы. Он был командиром экипажа бомбардировщика. За мужество и героизм, проявленные в боях, 1 мая 1943 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил ему звание Героя Советского Союза.
Николай Алексеевич Данюшин – воздушный стрелок бомбардировщика. За годы войны совершил 285 боевых вылетов, участвовал в 33 воздушных боях, в которых сбил более 10 немецких самолётов. Родина высоко оценила его подвиг, присвоив звание Героя Советского Союза.
Павел Михайлович Михайлов воевал в авиагруппе особого назначения. За годы войны совершил 520 боевых вылетов, 217 из них – в тыл врага. Он доставлял срочные грузы: оружие, боеприпасы, продовольствие, вывозил раненых и больных, высаживал десант. Герой Советского Союза.
Иван Захарович Кулешов – учитель Батуринской средней школы. За успех в форсировании Днепра в районе Лоева, который был обеспечен решительностью и смелостью солдат батальона и его, как командира, И.З. Кулешову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Тимофей Максимович Максимов – директор Сокоревской неполной средней школы. За подвиг на Одере парторгу батальона Т.М. Максимову присвоили звание Героя Советского Союза.
Никифор Михайлович Павлов – учитель Семендяевской школы. Незабываемый подвиг совершил сержант Павлов при освобождении г. Риги. Три раза группа, возглавляемая им, вызывала огонь на себя, семь вражеских атак она отбила. Именем Героя Советского Союза Н.М. Павлова была названа одна из улиц в новой районе г. Риги.
Михаил Васильевич Прасолов – начальник артиллерии стрелкового полка, старший лейтенант. За мужество и героизм, проявленные при форсировании Днепра, ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Сергей Никитич Решетов – учитель Тюшинской школы. За подвиг, совершённый при форсировании Дуная, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Судьба учительства неотделима от великой судьбы России. Именно поэтому энциклопедическая по форме и публицистическая по содержанию книга, наполненная любовью к делу и к ученикам, определяет значимость и перспективность учительской профессии. Недаром Лев Николаевич Толстой писал: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
«Качество системы образования не может быть выше уровня работающих в ней учителей. Роль хорошего учителя в системе образования больше, чем сумма всех других факторов, вместе взятых».
Из доклада эксперта ЮНЕСКО Мак Кинзи: «Уроки анализа лучших образовательных систем мира»
Отечественную историю наград для работников образования следует отсчитывать, видимо, с 1834 года. Именно тогда "Высочайшим указом, данным Правительствующему Сенату 1 июля 1834 года, по случаю утверждения Положения о домашних наставниках и учителях" были установлены медали "для лиц, с честию и пользою посвятивших себя воспитанию…".
После победы Октябрьской (1917 года) революции, Большевики понимали, что поднять экономику, практически в малограмотной стране, невозможно без самоотверженной работы учительства. И как результат, уже к концу 30-х годов Наркомпрос рапортовал о ликвидации неграмотности и малограмотности. Большое количество учителей было отмечено государственными наградами.
Так в 1939 году 80 лучших учителей Смоленской области были награждены орденами и медалями Советского Союза, в том числе семь человек (Е.Е. Букреева, П.В. Ванифатов, М.С. Иванов, Н.П. Казачкова, А.Я. Котрелев, Е.А. Лапырина и В.Т. Силин) – высшим орденом страны - орденом Ленина, шесть - орденом Трудового Красного Знамени, 16- орденом «Знак Почета».
Степанов П.С. Преображённая Октябрём Смоленск., 1961. С.179
Особенно актуально вопрос о специальных наградах учительству встал накануне 1940 года. Во-первых, в печати уже с 1936 года звучало понятие «звание заслуженного учителя», которое использовалось в документах по итогам работы аттестационной комиссии, а также ходатайства перед Наркомпросом ряда областей о премировании лучших учителей за высокое качество учебно-воспитательной работы, хорошие показатели успеваемости учеников и присвоение им звания заслуженного учителя. Как результат, Президиум Верховного Совета РСФСР утвердил это звание.
Заслуженный учитель школы РСФСР – почётное звание РСФСР. Установлено 11.01.1940 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР.
28 03.1975 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был учреждён нагрудный знак «Заслуженный учитель школы РСФСР».
18 июля 1956 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР было установлено почётное звание Заслуженного мастера профессионально-технического образования РСФСР и Заслуженного учителя профессионально-технического образования РСФСР.
Указом Президента РФ от 30 декабря 1995 года № 1341 «Об установлении почётных званий Российской Федерации, утверждении положений о почётных званиях и описания нагрудного знака к почётным званиям Российской Федерации» было введено новое почётное звание «Заслуженный учитель школы РФ» взамен прежнего.
Звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» присваивалось высокопрофессиональным учителям, преподавателям, воспитателям и другим работникам дошкольных учреждений, общеобразовательных учреждений всех видов, учреждений дополнительного (внешкольного) образования, детских домов, учреждений начального, среднего профессионального образования, учреждений высшего педагогического образования, институтов повышения квалификации работников образования, органов управления образованием, научно-исследовательских институтов системы образования за заслуги в педагогической и воспитательной деятельности, обеспечивающей получение обучающимися и воспитанниками глубоких знаний, развитие и совершенствование их творческого потенциала, в создании инновационных учебно-методических пособий, программ, авторских методик, участии в научно-методическом обеспечении образовательного процесса и работавшим по специальности 15 и более лет.
Звание «Народный учитель СССР» утверждено 30 декабря 1977 года. Почётное звание «Народный учитель СССР» присваивалось Президиумом Верховного Совета СССР учителям школ и преподавателям профессионально-технических учебных заведений, работникам учебно-воспитательных, методических и других учреждений органов просвещения за особые заслуги в обучении и коммунистическом воспитании детей и молодёжи, выдающуюся деятельность в области народного образования.
Звание «Народный учитель Российской Федерации» утверждено 02 марта 2000 года. Почётное звание «Народный учитель Российской Федерации» присваивается учителям, преподавателям и другим работникам образовательных учреждений, которые внесли выдающийся вклад в развитие отечественного образования, его популяризацию, ученики которых добились высоких результатов в научной, общественной и производственной сферах.
Почётное звание «Народный учитель Российской Федерации» присваивается, как правило, не ранее чем через 10 лет после присвоения почетного звания «Заслуженный учитель Российской Федерации» или «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации».
Уважаемые читатели, рассказов о судьбах известных на Смоленщине педагогов, их творческих поисках и успехах, в этой книге найдется немало. Каждая из них служит очередным доказательством особой роли и высокой миссии Учителя, Педагога.
К сожалению, о некоторых Смолянах, имеющих данные звания, не удалось собрать достаточного материала из-за его отсутствия в архивах и документах образовательных организаций.
Автор выражает глубокую признательность за помощь, оказанную в сборе документов:
Книга адресована широкому кругу читателей и всем учителям, отдающим свой талант и свое сердце детям.
Редактор-составитель В.М. Петруленков